|
Критические обзорыЗвезды СТИХОФОНа (субъективный взгляд)Павел Морозов (14-02-2007)
За свои довольно юные годы существования СТИХОФОН прочно занял уникальную нишу в русскоязычном мировом интернет-сообществе, сплотив вокруг себя людей, чувствующих вкус к глубинно-высокому миру звучащего слова, в котором переплетаются в непредсказуемом мерцающем узоре смыслы и подтексты, интонации и вторые планы, эмоциональные импульсы и философские тезы, мысли автора текста и мысли декламатора, интерпретирующего этот текст (я имею ввиду только декламационно-исполнительскую грань СТИХОФОНА. О поэтах и авторах-исполнителях песен должны говорить свои «Белинские» и «Добролюбовы»)) На небосводе СТИХОФОНа образовалось множество созвездий, и я, как скромный звездочет, попробую рассказать об одном из них. Старожилы сайта давно заметили, что в абсолютных рейтингах слушателей есть авторы занимающие ведущие позиции. И все мы понимаем, что пути наверх бывают не всегда праведные – не раз на наших глазах взлеты любителей самозакачек заканчиваются тихим их падением в никуда. Однако есть имена, ведущие позиции которых вполне заслужены, что подтверждает присутствие их ников в списке рекомендованных на страничках большинства авторов СТИХОФОНА. Как известно – рейтинги, как правило, – дело техники, а любовь и уважение публики – дело души и сердца. Я остановлюсь на нескольких артистах СТИХОФОНа, которые, на мой субъективный взгляд, интересны прежде всего тем, что уже являясь мастерами художественного слова (некоторые по профессии, некоторые по врожденному дару), они продолжают искать и экспериментировать – а что может быть привлекательнее в личности, чем творческая неуспокоенность и движение внутреннего мира? http://www.stihophone.ru/users.php?user=nnn Если вы впервые попадаете на страничку Неизвестного, вас переменно изумляет внушительный список исполняемых им авторов, и вы начинаете предвкушать, что этот исполнитель может не раз вас удивить. Как сказал один мой знакомый – на странице Неизвестного просто перечень поэтов на ночь почитать – и то наслаждение) И если уж вы скачали пару файлов на выбор, то уже не устоите перед соблазном прослушать весь архив Неизвестного – проверено многими слушателями и неоднократно (и на себе в частности)). Во многих декламациях Неизвестный строг, возвышен и философичен одновременно. Мое воображение не раз рисовало его читающим стихи в «Кафе поэтов» или в «Бродячей собаке» начала прошлого века. Когда он читает классиков — Вл. Ходасевич «Ищи меня» http://www.stihophone.ru/works.php?G=11&ID=189 — Афанасий Фет "В душе, измученной годами..." http://www.stihophone.ru/works.php?G=10&ID=878 — Лермонтов «ПАРУС» http://www.stihophone.ru/works.php?G=10&ID=3775 — Пушкин "Мечтателю" http://www.stihophone.ru/works.php?G=10&ID=190 в его манере и голосе сквозит глубинное знание поэзии и острый вкус и слух к поэтическому слову. Он блестяще чувствует и передает темпоритм и нерв произведения – будь то стихотворение или проза. И совсем по-другому, философично и обнаженно-искренне, звучит Неизвестный в мелодекламациях Мандельштама и Бродского Осип Мандельштам «SILENTIUM»: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=5112 или при чтении Бродского: Иосиф Бродский "Семь лет" http://www.stihophone.ru/works.php?G=11&ID=5296 Если же Неизвестный берется за обериутов и других всевозможных Хармсов прошлого и нынешнего веков: Даниил Хармс «Мама Няма аманя» http://www.stihophone.ru/works.php?G=11&ID=3 Гринберг Савелий «Рифмоуловитель на выставке Пабло Пикассо 1956 года» http://www.stihophone.ru/works.php?G=18&ID=2026 Аритс Дмитрий "Дурная нынче Даная" http://www.stihophone.ru/works.php?G=13&ID=180 Демьян Кудрявцев "Савелию Гринбергу" http://www.stihophone.ru/works.php?G=21&ID=2130 он ироничен, рискован в эксперименте и остр в подаче. А уж если берется за современную поэзию, то бывает и вовсе неожиданным, но неизменно интересным, на юном агрессивном нерве передавая один из взглядов на современную любовь: Partizanka "Liebe" http://www.stihophone.ru/works.php?G=13&ID=1813 Кстати, о прозе, читаемой Неизвестным. Слушатели часто промахивают рассказ Исаака Бабеля «Соль» http://www.stihophone.ru/works.php?G=11&ID=2958. Недолюбливают современники длинные файлы))) А зря. Вряд ли вы найдете в сети, такое искреннее трагифарсовое прочтение Бабеля. Продолжать разговор об этом Мастере слова можно долго, но жанр обзора всегда имеет четко очерченные границы. Остается тоько пожелать - новых взлетов на творческой стезе Вам, Юрий! Ждем новых Ваших работ, чтобы еще не раз писать в отзывах на Вашей страничке «Блестяще!» и «Великолепно!» http://www.stihophone.ru/users.php?user=ciplionok Инна Мень сначала размещала на СТИХОФОНЕ свои стихи и песни и казалось, что поэту и певице этого будет вполне достаточно, но с весны прошлого года Инна попробовала себя в жанре декламации чужих стихов, а потом заявила себя и в мелодекламации. И заявила себя настолько интересно, что по прошествии года я уже без сомнений причисляю ее к Мастерам слова. Палитра чувств и состояний, пронизывающих мелодекламации Инны, обширна: от романтической возвышенности http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=2547 в «Глотке ветра...» Дмитрия Сахранова до мистической обреченности в «А по ночам она превращалась в кошку», от нежности и любви в «Услышишь только ты»: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=3300 до гордого одиночества в «Набросках моей жизни» Натальи Балуевой: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=3301 У Инны есть умение рисовать картины голосом и при этом погружать слушателя в образно-эмоциональную атмосферу стихотворения. Один из ярких примеров - музыкально-поэтическая композиция по стихам Марка Луцкого: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=4878 А в «Старомодных стихах» Ефима Хайята Инна тонко и трогательно, на чистой лирической ноте передает авторский взгляд на величие простых вещей и событий: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=2701 Мелодекламации Инны Мень восхищают и покоряют. Тонко чувствуя музыку, Инна не просто подает стихи или прозу, она будто вплетает в музыкальную тканю образный мир, чувства и идеи автора текста, пропущенные через личный эмоциональный опыт. Пожелаем и этому Мастеру слова многих творческих удач на на увлекательном поприще мелодекламации! http://www.stihophone.ru/users.php?user=borisd К мелодекламациям Бориса Дрейдинка я, как и многие слушатели, возвращаюсь вновь и вновь, и каждый раз удивляюсь его почти магической способности ворожить словом. Его неспешная, иногда даже несколько вкрадчивая манера, приковывает слух и будоражит воображение: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=3237 «Екклесиаст» и http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=3244 "Примитивный пейзаж ..." Ильи Тюрина. Временами Борис будто идет голосом по музыке, иногда скользит, иногда стекает словом по ноте, иногда попросту умело и естественно разлагает слово на буквы, делая его странным и протяженно-объемным: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=669 "...холода и дожди..." Елены Кузнецовой Борис не боится эксперимента и иногда просто разрушает логические связи текста и паузы, заполненные казалось только музыкой, вдруг наполняются новыми смыслами, связывающими разорванную ткань текста. И стихотворение начинает звучать по-новому, и будит в слушателе неожиданные аллюзии: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=1053 «ТОСКА» Воланда В арсенале Бориса Дрейдинка много профессиональных приемов (двадцатилетний опыт работы в театре и на эстраде): умение вести интригу текста, прорисовка авторского мира внутренним видением, манкие бархатные обертоны голоса, умелое использование паузы (а длить паузу, иногда даже разрывая слово на части, - особое искусство), - и все это окрашено в своеобразный декадансный флер. Хотя этот флер в манере Дрейдинка можно с таким же успехом назвать и экзистенциальным, - вторым планом в голосе Дрейдинка почти всегда звучат минорная эстэтская ирония и грусть всех градаций и смешений – от сардонично-безысходной до философично-примиряющей. http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=724 Стихи Солнечной женщины Возможно, в манере Дрейдинка звучат отголоски его писательского дара: начните читать рассказы Дрейдинка или его роман «Вой» и вы неизбежно услышите голос Бориса. Иногда мне кажется, что они прозу свою не пишет, а «наговаривает» в микрофон, как «Ломку» Владимира Леви http://stihophone.ru/works.php?G=12&ID=819 , бредя жизнями своих героев, - так она болезненно жива и завораживающе трагична. Впрочем, речь сейчас не о прозе Бориса, а о его даре мелодекламатора. Слушайте Мастера слова Дрейдинка и наслаждайтесь, если вы имеете тягу к вкусно и мастерски поданному слову! http://www.stihophone.ru/users.php?user=toreodor Константина Дольчина я бы отнес к профессионал высшего класса. Его манеру отличает богатство голосовой партитуры и мощный актерский темперамент. Если бы Константин жил в эпоху отсутствия микрофонов и повального увлечения поэтическими диспутами, по моему глубокому убеждению, его выступления ежемесячно собирали бы полные залы ценителей звучащего слова. Одна из самых ярких граней исполнительской манеры Дольчина (пока качаемся только чтения стихов) – спиральное восхождение голоса и души к небу, прорыв в миры, где можно парить – взывая в богам, восторгаясь жизнью или проклиная все, что ее губит: http://www.stihophone.ru/works.php?G=13&ID=919 Евгеника (К черту!..) Если же Дольчин берется за современное стихотворение: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=2569 «Возвращение» и http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=1019 «Оставьте жить» – он обрушивает мощь своего темперамента на больные темы с такой страстью, что я всегда удивляюсь, как микрофона выдерживает такой натиск. Но – Дольчин профессионал и техника уважает и слушается его, воплощая самые смелые его эксперименты: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=2164 «Полёт» В «Десятой Малера» Дольчин силой своего дара поднял стихотворение на такую высоту, так точно передал идеи и энергии автора и трагический темперамент Малера, что я, периодически переслушивая эту мелодекламацию, уже, кажется, и не могу воспринимать «Десятую симфонию» в отрыве от декламации Константина: http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=765 Но наиболее полно талант Дольчина, на мой взгляд, проявляется в аудио-спектаклях. У меня язык не поворачивается назвать их моно-спектаклями, хотя все это делается даром одного человека «Борис Годунов» http://www.stihophone.ru/works.php?G=10&ID=2280 «Моцарт и Сальери» http://www.stihophone.ru/works.php?G=10&ID=1448 «Скупой рыцарь» http://www.stihophone.ru/works.php?G=10&ID=2166 «Про Федота-стрельца...» http://www.stihophone.ru/works.php?G=11&ID=3861 Во всех этих работах Дольчин почти зримо передает эпоху и атмосферу, убедительно, филигранно и мастерски воссоздает характеры и образы. Зная, насколько трудна и кропотлива такая работа, я преклоняюсь перед талантом Мастера слова Константина Дольчина. Долгих ему лет и творческих удач на аудио-подмостках! Как я и говорил в начале обзора — на небосводе СТИХОФОНа действует множество созвездий декламаторов: Михаил Польский, Татьяна Хазановская, Brahman, Олег Горшков, Михаил Гофайзен и Ева Ахтаева, МАБ, Хелли Хелстром, Roman L, и Mary Levi, Татьяна Воронова, Солнечная Женщина, Людмилочка, и..... А_Н_Демьяненко, Kupervol, Скрипач и... ...Список созвездий можно продолжать и комбинировать в любых сочетаниях, но это уже не входит в задачу скромного, и возможно, не очень объективного, звездочета))) Мое дело – начать отсчет в надежде, что кто-то продолжит описывать звездную карту СТИХОФОНа. Лиха беда начало))) За сим, откланиваюсь, ваш Павел Морозов. Все обзоры Добавить отзыв
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||