|
Критические обзоры«Я старалась служить русской словесности и более ничего» Б.АхмадулинаBorisD (18-06-2007)
«Я старалась служить русской словесности и более ничего» Б.Ахмадулина. Из речи на церемонии награждения Госпремией. "Друзей моих прекрасные черты ... " в номинации "Мело и –Декламация" Сайт Стихофон. Июнь 2007 ____________________________________________________________________________________ Итак, конкурс, посвящённый 70-летию со Дня Рождения замечательной русской поэтессы Беллы Ахмадулиной, прошедший на Сайте Стихофон весной 2007 года – закончился. Победители определены. Слушатели (надеемся)) получили свою порцию удовольствий, авторы – свою порцию радости (ну, если горечи, то смеем верить – совсем только не большой её доли). Жюри получило искреннее наслаждение прикидывая – так и этак – возможные плюсы и минусы в представленных работах, а весь Портал – ещё один раздел – в той или иной степени – замечательных декламационных работ. Точка. Праздник закончился, все ушли – к своим новым работам и творческим задачам. Опустел Дом Беллы Ахмадулиной. "Зачем я здесь, зачем ступаю На темную тропу в лесу? Вину какую искупаю И наказание несу? О, как мне надо возродиться Из этой тьмы и пустоты. О, как мне надо возвратиться Туда, где ты, туда, где ты" (Б.А. "Так и живем — напрасно маясь ... ") А знаете … Иногда кажется (впрочем – прямо вслед за З.Гиппиус), что стихи пишутся не для глаз. Ну что это такое – водить глазами по строчкам, пытаясь всколыхнуть в своём сознании звуковые аналоги видимых нами, печатных строк… Ведь совсем другое дело, когда Поэзия … оживает. Становится слышимой. Обретает своё второе рождение, обретает новое тело, состоящее теперь из голоса, интонаций, тонких прочувствованных звуков - Декламирующего писанные строчки. И это – далеко не просто возвышенные слова, но самая что ни на есть – "реальная реальность"))) Реальность Слова Звучащего! Слова "вдохновлённого дыханием")), Духом человека, раскрывающего своё внутреннее Я, декларирующего через стихотворные строки – свой внутренний мир, декламирующего мысли и ощущения, что заложены изначально в тексте, в произведении, сотворённом по законам Её Величества - Поэзии. Почему я заговорил о вещах наверняка многим – прочно знакомым и давно усвоенным? Да вот … Вот прямо сейчас – представьте пожалуйста себе – Беллу Ахмадулину. Представьте, представьте. Что вам видится в первую очередь? Смею догадаться: устремлённая вверх голова, длинная-длинная шея, вздёрнутый вперёд подбородок и … Голос. Обязательно – Голос. Столь хорошо и с давних лет знакомый голос любимой поэтессы. Голос – будто выталкивающий – из всей этой – вышеописанной конструкции – слова и фразы, строки и куплеты – с такой особенной, ни с кем другим несравнимой, интонацией, что не узнать его – этот Голос – не узнать его – невозможно. Это она. Белла. (Или как в студенческой юности мы все называли её – помните? – "Белка"))) Вот с тех пор, остановится взгляд на Её поэтической строке – и всё … Мгновенно в голове – Голос. Толчками доносящий до нас, её благодарных слушателей, знакомые с юности строки – исключительно – в Её, настолько индивидуальной, - только в её интонации. Наверное именно потому, Администрация Портала и решила открыть этот Конкурс, посвящённый Ахмадулиной. Именно потому, что – никак, никакими силами неразрывен этот образ – Беллы-Поэтессы и Беллы- Исполнительницы, Чтицы своих произведений. Но … Автору- Авторово, а Декламатору – Декламаторово))) И очень это радует, что нашлись среди наших коллег по Порталу смелые люди, не смутившиеся столь известным стереотипом в отношении вышеназванной Чтицы. Не смутили их – ни известность её, ни привычное звучание этих стихов и тем, столь широко растиражированных уж давно – по всей Руси Великой. Нет, не смутили. И потому – отправились они в путь. Довольно непростой путь – открывателей новых интонаций, новых текстов, новых звучаний – вот этих поэтических строк. И потому – в начале нашего обзора Декламаций конкурса, посвященного Ахмадулиной – хочется просто – по человечески их поприветствовать. И сказать им ВСЕМ – тёплые слова благодарности за их участие в этой номинации. Спасибо! И от имени жюри, и от организаторов Конкурса и от ваших слушателей. Но ещё одно предварительное замечание - во всех обзорах всегда делаю его: оцениваем и разбираем мы ТОЛЬКО качество и особенности ИСПОЛНЕНИЯ, но никак НЕ ТЕКСТОВ, присланных произведений. Ибо очевидна разница исполнительской части и собственно – поэтической части – этих звуковых работ. Ну а теперь … Пришла пора от общих рассуждений перейти к более-менее подробному обзору присланных работ, но опять же – далеко не всех. Мы рассмотрим и прослушаем с вами только те, которые – как нам с Вами уже известно – прошли строгий отбор и заняли соответствующие места в этой номинации. Напоминаю, что "обозревать" мы намерены НЕ "песенные", а лишь Мело- и –Декламационные работы, то есть – работы из Декламаторской Номинации Конкурса. ______________________________________________________________ И сразу же позволю себе нарушить это правило. Дело в том (что абсолютно естественно и понятно), что мнение каждого члена жюри – это одно, а результат, составленный из суммы этих индивидуальных мнений - дело совсем другое. То есть – как всегда – у каждого члена жюри осталось в памяти некое произведение, которое – к его сожалению – не попало в число награждённых. Ну что ж – дело как говорится – вполне житейское и сетовать тут ни на что не уместно, но … Простите мне за это "использование положения", - не могу пройти мимо одной работы - хоть и не получившей награду, но вполне, на мой взгляд, достойной её. Свой обзор я позволю себе начать именно с неё: Исполнитель kirtkele, Белла Ахмадулина "Стихотворения чудный театр ... "Вот не возникают ли у вас те же, что и у меня твёрдые ассоциации, что мы слышим мужского голоса – подобие Ахмадулинских интонаций? Что нет? Вслушайтесь. Нараспев произносимые слова. Строки – буд-то идут порциями. Одна – за другой. Не спеша. Звучание некоторых гласных возникает – при "закрытом верхнем горле", именно как это и происходит у самой – Главной Героини этого Конкурса. Впрочем исполнение это интересно не столь этим самым соответствием, похожестью на манеру Беллы, но своим, особым – проявленным в этой декламации – стилем. Много раз твердил уже об этой стороне чтения стихов. Повторюсь: - не надо бояться СЕБЯ! Не надо бояться произнести тот или иной текст – "не так" – как это было бы принято всеми – но стоит произносить его так, как слышим его, сей стих, мы. Сам артист. Ещё раз (на всякий случай)): ежели чтец слышит произведение как-то так … - по своему – и это его "слышание" – вовсе не соответствует общепринятому какому-нибудь Канону – да пусть хоть и Авторским – текста - напутствиям, – то в этом случае – уверен – предпочтение нужно отдать – этому – СВОЕМУ варианту исполнения. Ибо именно тогда этот текст зазвучит – вдохновлённый – только – исключительно Вашим Духом – и тем и ценен, тем и интересен будет широкой публике. Считаю такое положение – фундаментальным принципом в искусстве Чтения Стихотворных произведений. Вот и здесь – мы слышим – довольно непривычное прочтение стиха. Ну, вот, например, оно может получить претензию в некоторой излишней затянутости. Но, опять-таки, вспомните Ахмадулину, её манеру! Это и есть – то самое – индивидуальное видение-слышание Художником – Своего – и только Своего образа печатного текста. Спасибо за смелость обработке вышеназванного произведения, kirtkele! А вот и второе произведение того же Исполнителя - " ... Гия и Шура.." Здесь мы слышим уже несколько другой подход к стилю исполнения. Здесь меньше – той самой – смелой и Ахмадулинской – растянутости в произнесении слов. В ней нет той порционности в подаче звукового и смыслового материала текста. Но столь же интересна – отчасти созвучная и стилю первого – вышеназванного стихотворения - трактовка Исполнителя kirtkele стихов Беллы. Итак – диплом в нашей номинации! ____________________________ Следующий диплом в номинации Декламаторов – присуждён Алексею Костричкину за собственное произведение "Чувство полета". Повторюсь, мы оставляем вне нашего внимания – и качество и особенности – собственно стиха, но внимательно рассматриваем – исполнение произведения. Здесь мы слышим – довольно приятный, юношеский голос, что уже приятно и интересно, т.к. обычно в декламационных конкурсах принимают участие – люди – так сказать – второй половины жизни)). Отразилась ли как-то молодость Чтеца на качестве исполнения? Непростой вопрос. Здесь трудно сделать какие-либо обобщения. Прямой и ясной связи меж этими двумя категориями – нет. Но можно расслышать, например, некую романтическую грусть в этом прочтении. Которую вполне можно отнести и к романтическому настроению, столь свойственную молодому поколению. Вообще же прочтение здесь можно отнести скорее - к несколько "одно-тонным" То есть кажется – вот не хватает здесь бОльшей интонационной разбросанности, совсем бы не помешало исполнителю использование более широкой палитры голосовой подачи этого материала. Но… Отнесём такую неширокость пользования своими возможностями – к юности Декламатора и пожелаем ему не останавливаться в своём порыве к Декламационному творчеству! _________________________________________ Дама. Следующая исполнительница – дама. Скорее всего ей наверняка проще понять чувства и мысли, что вложены Ахмадулиной в стих "БЭЛЛА". И не просто стихотворение, но - поэма-эссе, как заявлено в названии этого произведения. Текст Ахмадулиной подвергся некоторой обработке от Исполнительницы - khalolga. Работа состоит из двух частей. Довольно обширное по времени исполнение. Женский голос в данном случае – конечно – уместен, ибо повествование ведётся от женского лица. Но как показалось Вашему покорному слуге, Чтица предпочла здесь несколько более "весёлую" интонацию, нежели чем была бы уместна в рамках содержания этого текста. Кажется, что предпочтительней было б употребление здесь более глубокого, возможно – и более серьёзного, а может даже и "трагедийного" оттенка - интонаций. "Кто знает - вечность или миг нам предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодаришь ты мир. терпеть и сносить - что за дивная участь!" Не находите ли Вы, многоуважаемые читатели, что сии строки более точны в достаточно серьёзном методе подачи этого текста? Впрочем, трактовок здесь возможно - большое количество. Но всё-таки, представляется, что облегчённый, "некульминационный" вариант Чтения поэмы – не самый лучший точный "ключ" к пониманию и подаче этой поэмы. Окончательное же решение трактовок – конечно – за Артистом. _____________________________________________ Своё стихотворение представила на конкурс Ольга Листопадова. "Придёт ли кто иль не придёт вовеки. И будет гнать вдоль сопок суховей, Безжалостный и безразличный ветер Тепло души, тепло любви твоей." Хороший вопрос. Назовите среди современных молодых поэтов, а ещё интересней – среди поэтесс – имя, равнозначное – ну вот, героине нашего Конкурса. Боюсь, что Вам придётся погрузиться в долгие раздумья. Если вообще мы найдём ответ на этот наш вопрос. Но, впрочем, вопрос – вечен. Задавался миллион раз в разные года и столетья. А ведь самое интересное – всегда – в конце концов – всегда – ответ находился. Уверен – наше время – не исключение. Ну а теперь к исполнению. Чтица выбрала опять-таки несколько "одно-тонный" стиль чтения. И хотя в исполнении его безусловно слышится душевность в его подаче, но всё-таки странно, что Декламатор не использовала в работе и более глубокие интонирования слов стихотворения. Уверен – это на порядок бы улучшило впечатление от работы и придало бы бОльшую глубину – этим – в принципе – довольно драматическим строкам. Таким образом – взял бы на себя смелость посоветовать Артистке – обратить внимание именно на эту - (драматичность исполнения) - сторону её исполнительского мастерства. Спасибо Ольга! ________________________________________ Следующий автор, рассматриваемого нами произведения – тоже Поэтесса, Ната Антония, представившая на конкурс своё авторское стихотворение "Омару Хайяму". Поводом для рождения стиха явились строчки из Омара Хайяма: "Ты лучше голодай, Чем что-попало есть. И лучше будь один, Чем вместе с кем-попало" Вот и лирическая Героиня стихотворения – решает что "… лучше миг Любви, но настоящей! Чем целый век - иллюзия любви!" Вполне подходящая для темы нашего Конкурса идея. И вполне соответствует главной этой идее текста – манера предъявления её – голосовой её интерпретации. Артистка выбрала тихий, почти шёпотом - стиль ведения монолога своей Героини. Звучит это довольно проникновенно. Обилие шипящих звуков – придаёт исполнению – этакий эффект "мокрых губ", что очень интересно слышится в купе с проникновенной манерой исполнения. По-моему – довольно точное попадание в равновесную гармонию Смысла, Звукоряда и Настроения Стихотворения. Думается, Декламатор нашла СВОЮ дорожку к подаче такого рода Лирических текстов. Спасибо, очень интересно, Ната! ___________________________________ Алла Рыженко. "Мы на крестах не умирали". 3-е место в номинации. Ну вот, наконец-то))) Появилась музыка. Мелодекламация. Произведение короткое. И потому музыкальная подкладка – не выглядит как некое узнаваемое и вообще – как некое отчётливое музыкальное произведение. Но слышатся и вроде – и крики вдалеке, от атаки ли, от воинственных ли отрядов, выхватывающих в ажиотации своей – оружие – не ясно. Но музыкальная ткань, хоть и коротка, но отчётливо тревожна. И этого, в принципе, хватило Мелодекламатору для придания всему произведению некоего зловещего оттенка. Да и то сказать – текст и требует именно такой драматичности. Ибо речь в нём ведётся о разладе. Разладе поколений, разладе души и мысли, разладе памяти и воли жить. В этом тексте – всё разъединено. И души, и история, и мы все – современники, и мы с нашими предками. Стих – экспансивен. Весь как бы направлен – вперёд и вверх. Именно так – мы и помним – выдвинут профиль Беллы Ахмадулиной, который всегда обычно так и рисуется во многих подборках, посвящённых ей. И в этом смысле произведение вполне - в аллюзийном ряду образов Героини нашего Конкурса. Но вот чтение … Мне представляется, что такого рода текст, что таит в себе столько! много драматургического материала – может и должен преподносится с гораздо большей … ээээ – ну пусть будет слово – с бОльшей "трагичностью". Представляется, что подача его имеет полное право быть более "зловещей" – под тон – музыкального материала, что использовала Мелодекламатор в этом произведении. Очень хочется пожелать Алле – новых удач, но и чуть большего внимания к своим актёрским способностям, которые дадут ей возможность для более глубокого "драматургирования" своих текстов, а нам дадут возможность – надеюсь – не раз порадоваться глубине прочтения этим Артистом, новых своих работ. Удачи! __________________________________________ Следующее произведение – не вошло в число отмеченных призами работ. Но т.к. автор - kupervol - занял призовое третье место в нашей номинации, мы начнём знакомство с ним – с этого непрошедшего в финал произведения – " Рецепт искусства". Стих – собственного – Чтеца – сочинения. Что подкупает в исполнительских работах этого Артиста – спокойная, размеренная – в некотором смысле – гипнотизирующая манера подачи стихов. Уверен – Исполнителю не составит труда убедить своих собеседников – в любой, доступной для их понимания, аксиоме))) Ежели серьёзно, то в исполнении стиха о том "Как писать стихи" – слышится авторская горечь, оправданная тем, - какими огромными затратами оценивается процесс написания достойного стихотворного текста!, и какой внешней простотой кажется со стороны – это трудоёмкое и "жизне-ёмкое" дело. Нельзя не согласиться с Автором – от распространённого среди широких масс представления о том, что искусство твориться "за раз, за час" – и правда становится частенько – горько. Но… Как говорится – "мир не увидит слёз Художника" И в этой работе Исполнитель в общем передал эту горечь. Интересно, что Чтец и не ставил перед собой каких–нибудь других, более "возвышенных" задач. Не ставил. Здесь получилось всё – в меру. Задача – показать горечь и недоумение по – вышеизложенному поводу – ну так это и было достигнуто. Воплощено. Исполнительская глубина здесь – вполне соответствует проставленной задаче. Вполне точно. Второе же произведение того же автора, в отличие от предыдущего, заняло третье место в нашей номинации. Это стих "Михаилу Врубелю". Та же манера. Неспешное чтение. Нарочито "не акцентированное" чтение. Не найдёте вы здесь и широкого диапазона использования актёрского арсенала средств стихо-драматургии. Но как ни странно – именно эта спокойная манера исполнения данного произведения – именно она – и является в этом варианте – точной и корректной по отношению к смыслу стиха – конгруэнтной манерой. Чтец наполняет "басовую нишу" своего голоса этой "важной", если угодно - "пафосной" мерой от Главных Идей Стихотворения. И этого оказывается – вполне достаточно, для создания у слушателей чёткого и точного образа известной картины М.Врубеля. Итого: рассматриваемый Артист владеет, уверенно владеет таким важным для каждого Чтеца качеством, как Чувство Меры. И умелое пользование сдержанностью чтения – всё это вкупе – рождает приятное и чёткое впечатление от работ этого Автора. Добавим, что – едва слышимый отрывок Классической музыкальной формы – тонко добавляет и усиливает – все вышеназванные свойства произведения. Заранее радуюсь – новым встречам с этим интересным Автором! ______________________________________________________ Вообще очень радует, что почти все призовые произведения номинации являются Мелодекламациями. Постоянно, и не устану повторять – Мелодекламация – НЕОБЫЧАЙНО интересный, с точки зрения возможностей жанр искусства. К сожалению не столь популярный как другие, но уверен – за ним – за Мелодекламациями – будущее элитарного искусства! Вот и произведение, занявшее у нас второе место – также из этой категории – Чтение стихов с Музыкой. " У реки моих желаний" Автора Портала под именем "Голос Безмолвия" Мягкая, переливающаяся мелодия. Неспешными волнами она накатывает и отпускает нас. Точно! Волны. Волны Реки. Лирические переживания Героя, поданные в первом лице. А знаете – возникла мысль – это же почти готовый романс. Да и просто – работу вполне можно назвать романсом в стиле Мелодекламации! Очень интересное прочтение. Спокойное. Под стать волнам Реки Желаний. Здесь всё – на месте: и соответствующая интонация, и выбранный темпо-ритм, и "музыка голоса" – теми же волнами обволакивающая нас, и сама музыка неизвестного автора (кстати – невероятно похожая на музыку Дебюсси) – всё. Красивая гармония. Гармония Мелодекламации. Спасибо! Второе место в номинации. _______________________________________ А что же на первом? Кто же на первом? Довольно длинное, много-частное произведение. Философское. Лирическое. Быть может несколько более драматургичное для стиля и образа привычного нам по образцам самой Б.Ахмадулиной… Но от этого сия работа не становится чужеродной в рамках рассматриваемого Конкурса. "ТЕОГОНИЯ" Михаила Гофайзена Во-первых необходимо заметить, что стих – написан самим автором. Произведение очень интересное во многих смыслах. Это сложное, поэтически не равномерным стилем написанное, стихотворение. С довольно непростой и не "прямо к нам в руки падающей" Главной идеей, не с первого раза можно ухватить и общую тематику стиха. Автор не торопится помочь читателю в лёгком, простом проникновении в глубь своего замысла. Этот текст требует внимания и возвращения к его прочтению. "Невыносимо быть Богом…" Но в данном обзоре – повторюсь – нет у нас задачи анализа текста, нет. Исполнение! Вот наша главная цель в рамках Конкурса. И первое, что можно произнести по поводу исполнения этого произведения – достойно! Очень достойная работа! Вот пример именно того, что пожалуй лучше всех, такого рода текст, сможет донести до слушателя – Сам Автор. Ибо сам текст – даёт возможность – огромного! числа прочтений. Артист может увлечься какой-нибудь одной линией этого многомерного стихотворения и стараться выявить именно или даже – Только! – её – эту, ему близкую и лично понравившуюся – линию произведения. Благо – повторюсь – линий этих, Стих – несёт много и самых разнообразных. Сам же Автор, по-моему, довольно ровно завязал, поднял и донёс до слушателя – так или иначе – Все линии. Все стороны, сюжеты, грани своего произведения. Манера Чтения – именно – соответствующая тексту. Манера меняется от катрена к катрену. Голос взвивается вверх, почти срывается в напряжении - "Невыносимо быть …" И ту же – вниз – "… Тьма сильнее Красоты". Чтец артистично владеет как пониманием своего текста, так и своими голосовыми возможностями. В общем – вполне достойное произведение для Первого места в нашем, уже закончившемся Конкурсе, посвящённом 70-летию со Дня Рождения замечательной поэтессы – Беллы Ахмадулиной. В номинации – "Мело- и –Декламация". Остаётся только ещё раз поздравить как победителей этого конкурса, так и всех, принявших в нём активное участие. Да и тех – кто пассивное – тоже)) И даже,наверное, их то – как раз в первую очередь. Ибо всё, что творит Артист, что читает Чтец, что пишет Автор – всё это делается для развития – как всей современной русской литературы, так и для развития почитаемого нами жанра – Декламации. Что, - как то – так и другое – одинаково близко и всем нам – участникам Портала Стихофон. Как , впрочем, и вообще – ВСЕМ слушателям и ценителям этих замечательных видов Искусства! За сим и попрощаемся с наилучшими ко всем – пожеланиями! Всего доброго! Борис Дрейдинк Все обзоры Добавить отзыв
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||