|
Критические обзоры"АКТЁРСКАЯ МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ" (или все по местам!:)BorisD (19-06-2005)
Уважаемые Дамы и Господа, попробую сделать, в качестве первого, пробного - небольшой развёрнутый обзор-комментарий к некоторыми процессам, начавшимся (надеюсь к всеобщему удовольствию) на сайте Стихофон. Осмотреть все произведения сайта – невероятно, но некоторые вопросы и к тому ещё - одну рубрику мы с вами вполне сможем осилить. Предварить обзор хочется выражением благодарности создателям сайта! Я пока не видел более живого – другого, с возможностью слушать, размещать и даже, если повезёт, получить отклик, тем более ценный, что высказан он коллегой по «цеху». Поначалу не просто разобраться – что же представляет из себя это строение, в котором (по большей части не упорядоченно) размещаются и соседствуют довольно разные жанры, виды, подвиды, стили и манеры исполнения стихов, объединённых, пожалуй, лишь одним общим стремлением – донести до слушателя свою, выраженную в стихотворной форме, точку зрения на поэтическое произведение, эстетическое или даже социальное явление, доступное для рассмотрения современной литературой. Я готов пойти ещё дальше и предположить, что авторы, имеющие честь быть представленными на портале, далеко не все являются т.сказать – действующими поэтами (вне зависимости от степени мастерства и продвинутости на этом пути). Это могут быть и люди далёкие от поэзии, но влюблённые в сам феномен – ПРОИЗНЕСЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ, в саму возможность передать, донести до слушателя-зрителя некие, только стихами выражаемые, ЧУВСТВА. Высокие, низкие, тонкие или грубые, артистически обработанные и - нет, но главное – имеющие возможность быть выраженными ГОЛОСОМ АРТИСТА. Инструментом чутким, управляемым самим духом, душой, дыханием исполнителя. Т.е. людям не пишущим стихи, но обладающим артистическими способностями, даётся возможность доносить до слушателя те же мысли и образы, что живут в текстах поэтов. Причём - в гораздо более высокой степени выразительности. К сайту. В последние недели сайт существенно изменил свою внутреннюю структуру «разводки» произведений. Напомню, что в прежней структуре было практически НЕВОЗМОЖНО найти нужный слушателю стиль, вид исполнения. Например, я не смог найти все произведения, написанные в жанре МЕЛОДЕКЛАМАЦИИ. При попытке поискать получаем ощутимый обвал ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ПЕСЕННОГО творчества, что естественно – СОВСЕМ другое дело, нежели ЧТЕНИЕ стихов под музыку. Вообще же тема разделения этих жанров ещё ждёт свои серьёзные и, главное, доброжелательные идеи. Причём разделения так, чтобы не просто не мешать, но дополнять и помогать развитию друг другу. Серьёзная тема. Её затрагивать не буду, но призываю к размышлению! Понимая невозможность широкого охвата всех жанров и направления портала, остановлюсь на одном из них - МЕЛОДЕКЛАМАЦИИ, близком и интересном мне по сценической профессии Возможности, которые предоставляет техническая, компьютерная обработка звуков речи и музыки сейчас весьма велики. Освоение их – гораздо проще, чем при сведении песенно-музыкальных произведений. Этот вид декламации обладает широчайшей палитрой как скрытых, так и явных «красок», играя, используя которые исполнитель может добиться совершенно новых, необычных, присущих лишь этому жанру эффектов воздействия на публику. Авторы и исполнители здесь не связаны жёсткими законами песенного и стихотворного жанров. К примеру, они вольны выбирать длину паузы сообразно видению произведения, а не по жёстким правилам ритма и темпа стиха или музыки. Ломая, выбиваясь из темпо-ритма музыкой или словом – чтец может управлять «на контрасте» влиянием на слушателя. Этих возможностей много и для ознакомления с ними требуется отдельное серьёзное исследование. Теперь хочу обратить внимание на ОГРОМНУЮ разницу между собственно песней и мелодекламацией. Особенно часто эта разница никак не ощущается авторами и исполнителями, работающими в рамках АВТОРСКОЙ ПЕСНИ. Достаточно только заглянуть в раздел «АВТОРСКАЯ МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ» и на вас свалится невероятное количество именно ПЕСЕН, но никак не мелодекламаций, к которым они приписаны. Хотя для Авторской песни предусмотрена своя, чётко прописанная графа – «Авторская песня». Трудно сказать, чем это вызвано. Скорее - немногим временем, что прошло после реализации новых принципов построения сайта. Не хочется думать, что участники портала не видят разницы в этих, непохожих по художественно-звуковым выразительным средствам, направлениях. Вообще же тонкости, правила, приёмы, скрытые и явные возможности жанра МЕЛОДЕКЛАМАЦИИ ждут ещё своего настоящего и глубокого исследования. А мы, после такого обобщённого вступления, используем новые возможности навигации, предоставленные недавно устроителями сайта, и перейдём собственно к обзору. Нет, ещё кое-что – НИКАКИХ ЗАМЕЧАНИЙ И КОММЕНТАРИЕВ К СОБСТВЕННО СТИХАМ – НЕ БУДЕТ И БЛИЗКО. Это совсем из другого «государства», требует отдельного внимания и явно неуместно в обзоре работ артистов мелодекламации. Через меню «Произведения» заходим в строку – «АКТЁРСКАЯ МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ». Повторюсь - в «АВТОРСКОЙ мелодекламации» найти именно этот жанр НЕВОЗМОЖНО. (Там только барды и песенное творчество) Итак в «Актёрской мелодекламации» мы видим небольшую, но определённую картину: 14 исполнителей, 17 произведений. Обрадованный слушатель бросается щёлкать все подряд произведения, но тут его ждёт небольшое разочарование. Из всех, размещённых в этом разделе мелодекламаций – собственно таковыми являются – увы, только 9, а чтецов, их исполняющих – 5. Остальные же произведения попали в этот раздел скорее по ошибке, или из-за недостатка у чтецов информации о правильном помещении своих творений. Ну что ж 9 произведений – тоже неплохо. (Хотя, что-то говорит мне, что их (мелодекламаторов) – гораздо больше, но как найти?) И вот, наконец, мы можем, скачав каждого в свою папку, насладиться мелодекламационным творчеством. И знаете – насладимся! Вполне. Хоть их и немного, но достаточно, чтобы составить мнение о жанре. И оно таково. В первую очередь, конечно, мы видим такого яркого артиста, как Михаил Польский. ("Стихотворения Елены Плаговой", "Стихотворения Эвелины Ракитской") Насколько мне известно – одного из тех, кто видел строение портала ещё с фундамента. (Не могу сказать ничего более о вкладах тех или иных участников сайта в его образование, думаю - тут должен быть особый рассказ об этом интересном событии) Должен сказать, что писать что либо о чтеце М.Польском вообще и о его мелодекламациях в частности довольно не просто. Оттого что, чувствующийся, большой профессионализм исполнителя, требует тоже большого, не в обзорных рамках, изучения. По всей видимости, декламация – роль, в которой Михаил чувствует себя довольно легко и привычно. Исполнитель умеет ярко передать как смысл так и образ, «температуру» слова. По-моему, мелодекламацию Михаила Польского нужно рассматривать вкупе со всеми остальными произведениями артиста. Они как бы дополняют друг друга; темы перетекают из стиха в стих, многие можно объединить в, близкие по общим для них идей, - группы. Актёр хорошо чувствует и «держит» ритм стиха, точно выдерживая, «отбивая» ритм хорошо выверенными паузами. Повторюсь, я не стал бы разделять творчество Михаила и отрывать его мелодекламации от других стихов. Оно, творчество, должно, на мой взгляд, рассматриваться глубоко и вместе с другими его чтениями. Хотя некоторыми наблюдениями поделюсь: я уже писал в комментарии к его очень интересному «Поезду» , что эта композиция состоит во многом из одинаковых по длине стихотворений, соединённых в одну ленту. Современная, классическая музыка, используемая актёром – не попсово-проста, не расслабляет - наоборот - подвигает слушателя к усилию по слежению за динамикой стиха. В какой то момент слушатель может не уследить, потерять нить текста и музыка здесь ему – не помощник, она продолжает свою, начатую ею ранее, нить движения. Т.е. - может стоит задуматься о некоторой перемене динамики, темпо-ритма, может настроения музыкального сопровождения – всё для того, чтобы несколько облегчить восприятие слушателем этих, непростых по структуре, произведений. И ещё: думаю - Михаил использует в своей записи – живой аккомпанемент. (Имеется ввиду живое исполнение музыки одновременно с чтением стиха) Так вот у меня создалось впечатление, что скорее не чтец подстраивает себя к музыканту, но музыка – согласует себя - настроение, темп, громкость – подстраиваясь под интонации и смыл произносимого текста. (Возможно это и было запланировано, но тогда мною не услышалось) В целом же 3 представленных автором работы ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ! сами и показательны с точки зрения соответствия, выбранному в заглавие, жанру. Просто рекомендую ознакомиться со всеми работами актёра. И, следуя установившейся на сайте атмосфере благожелательности, пожелать ему дальнейших творческих удач! Следующий рассматриваемый нами автор – Prog4. Вернее «авторша»:) ибо в произведении, представленном ею в этот раздел, – «Вновь хочу научиться любить» - очень «женское» и чтица исполняет его тоже очень по-женски - с теплотой, лиричностью и, я бы так сказал, – некоторой бесконфликтностью, согласием со своей судьбой. Музыка, выбранная исполнительницей – известный и частенько используемый романс Эннио Мориконе. Исполнительница, хорошо выдерживая паузы, – попадает в тактовые размеры музыки и, в этом смысле хорошо её чувствуя, – доносит до публики свои переживания. Произведение оставляет по прослушивании лиричное, с грустью, ощущение, вполне соотносимое с изначальной авторской идеей. К недостаткам, которые впрочем видны и у многих других, - можно отнести некоторую техническую «нестыкуемость» по качеству звука. Я имею ввиду, что – как в данном случае – текст записан с одним качеством, а музыка, как кажется – вообще не идёт как отдельная дорожка в общем сведении, но звучит как бы вживую за спиной исполнителя и так и записывается в общий с голосом микрофон. Что ж, такое конечно тоже возможно, но мы с вами должны довольно чётко сознавать, что такой "манер" записи будет не столь же чётким и достойным по качеству, сколь дигитальное, компьютерное сведение. Которое даёт ещё и широчайшие возможности по «игре» со звуком и речью. Ну да это совсем отдельная история (хотя и не такая уж смертельно-сложная!) И вот как раз отсутствие, по всей видимости, этой технической возможности – не дали артистке сделать качественный, с т.зр. чистоты звукового сопровождения, - финал. Музыка без особых обиняков – просто перестаёт звучать. Всё. Произведение закончилось. Это придаёт стиху некоторую «обрывочность». Будто просто выключилось электричество. Не было завершающего аккорда, или медленного гашения звука в ноль. Но в целом же произведение оставляет у слушателя уважительное отношение к этой работе Prog4 и надежду на новые интересные с ней встречи. Следующее произведение, вошедшее в раздел мелодекламации, - «Убейте мою жизнь» в исполнении Вороны Чёрной . Должен тут заметить, что автор настоящего обзора является пессимистом по мироощущению, и поэтому ему обычно нравятся всякого рода «готические», декаданские, мрачноватые произведения. Не исключением из этого ряда явилось и рассматриваемое. Замечено, что многие чтецы к месту и не к месту пользуются таким спецэффектом как Эхо. Наверное потому, что это самая «лёгкая», доступная звуковая краска. И как всякой другой – пользоваться ею надо умеренно и уверенно. И здесь – это так и есть. «Эхо» в данном случае – во-первых применено довольно в умеренном количестве, и во-вторых – к месту. К другим очевидным достоинствам исполнения следует отнести актёрскую работу голосом. Чтица обладает довольно глубоким, «прочувствованным» голосом вполне подходящим атмосфере стиха, произносимого с некоторым отставанием от «тактовых черт» музыки из оперы «Орфей и Эвридика». Музыкальная ткань данной мелодекламации – довольно романтична, стихо – готично:) – и в этом сочетании, дополняя друг друга, обе составляющие выглядят довольно гармонично. (Скоро сам стихами заговорю:) Впечатление несколько «смазывает» – отсутствие, завершающего произведение, - финального аккорда, что как кажется в было бы здесь уместно, но это, как я говорил выше, можно определить как общий, почти всех, представленных артистов-мелодекламаторов, недостаток. Вообще же произведение производит приятное впечатление и делает видимыми дальнейшие перспективы развития творчества ВороныЧёрной. Подошёл черёд взглянуть нам и на запись представленную Неизвестным. (не путать с ником «неизвестный поэт», работающим в других жанрах) «Неизвестный» относится к одним из самых активных участников портала. Немного отступая за рамки этого обзора скажу о том, что этому актёру вообще свойственна «негромкая», задумчивая, но вместе с тем жёсткая, иногда резкая манера исполнения. Он может быть атакующее «агрессивен» и расслабленно мечтателен – довольно большая палитра, доступная для исполнителя. В мелодекламации «За то, что я руки твои не сумел удержать» (О.Мандельштам) Неизвестный использовал ту часть спектра своих возможностей, которые можно отнести к разряду, я бы назвал, - «страстно-резких». Вообще же актёр умело пользуется разрывным темпо-ритмическим рисунком. Быстрый вначале, всё более резкий к середине и замедляющийся в финале темп, создаёт ощущение – (очень важное вообще, а уж в декламации выходящее на первый план) – ЦЕЛОСТНОСТИ произведения. Очень кстати по ритмическому рисунку подходит сюда и, использованная исполнителем, музыка Скрябина. Столь же огненная, нервная, сбивающаяся, подчас патетичная – она, свиваясь с голосом – определённо передаёт нам энергетику этого «огненного» стиха. И заметьте – моё уже любимое замечание о финале (скоро буду коллекционировать удачные финалы:) – здесь актёр «финалит» уже без музыки, которая логично уже закончилась. И финальным аккордом становится здесь слово «ше-ве-лИт-ся», произнесённое именно так - вдумчиво, по слогам. Стихо закончено. Ощущение ЦЕЛОСТНОСТИ остаётся. Ах – вот важно! – исполнитель явно знаком с таким важным в образовании любого актёра и особенно чтеца предметом – как - «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ». Чёткая, я бы сказал – гордая артикуляция, прого-выго-варивание гласных и согласных. Мы просто слышим каждую букву, звук стиха, что конечно улучшает общее впечатление, как от произведения, так и от, уже большого по объёму, творчества исполнителя Неизвестного. Будем надеяться, что и в будущем актёр не обойдёт своим вниманием этот прекрасный жанр - мелодекламацию. Обзор наш почти закончен, но я хотел бы опять выйти за его рамки и сказать – да пожалуй что просто ЗАКРИЧАТЬ – пожалуйста авторы – УПОРЯДОЧИТЕ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ. Слушателям невозможно найти вас по жанрам. Почти в каждом разделе лежат произведения – совершенно не соответствующие их назаваниям. К примеру, - Дольчин. Я просто в восторге от его «Десятой…», но вот опять - размещена она совсем не в положенном ей месте и потому выпадает из этого обзора. А произведение очень достойное, ЦЕЛОСТНОЕ! И режиссёрски и исполнительски очень умно и гармонично выстроенное. Остаётся просто рекомендовать его всем, позиционирующим себя в этом жанре. Есть в разделе и ещё один исполнитель BorisD . Но о его трёх произведениях мне «не положено» тут писать по вполне понятным причинам:) Хотя достаточно заметны как скромные достоинства, так и более нескромные недостатки его работ. Скажу только, что у этого исполнителя довольно большой профессионально-сценический опыт работы и небольшой мелодекламационный, но именно последний он и считает наиболее интересным и перспективным. И, кстати, в некоторых дискуссиях BorisD сравнивает жанр мелодекламации с РЭПом. И по виду исполнения и по перспективам популярности в ближайшем будущем. Итак, повторюсь, - ни о соответствии произведений законам стихосложения, ни о степени талантливости текстов, ни о прекрасных или не очень песнях бардов, представленных на портале – ни о чём об этом я НЕ собирался писать и НЕ ставил себе целью рассматривать в этом, первом на сайте, критическом обзоре. Нет. Первая цель, преследуемая автором этих строк: Дамы и Господа – приведите в порядок распределение Ваших произведений соответственно новой структуре портала! Вторая – обратить внимание общественности именно на стихотворно-чтецкое творчество, представленное на сайте гораздо меньше песенно-авторского. Третье. В качестве «затравки», на основе первого анализа произведений раздела «АКТЁРСКАЯ МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ», дать общее представление об этом незаслуженно мало-популярном виде чтения стихов. И последнее – то, с чего и начинался обзор - поблагодарить создателей сайта! Ведь и правда – подскажите действующий ресурс, на котором можно было бы насладиться именно звучащими, я бы сказал - «ожившими» стихами. И, что особенно ценно, - ОБЩАТЬСЯ С ЦЕНИТЕЛЯМИ ЭТОГО ПРЕКРАСНОГО ИСКУССТВА!!! УДАЧИ! BorisD Все обзоры Добавить отзыв
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||