Ван Гог воскрес под музыку "Ван Гог умер, Дарья, а мы ещё нет", - пел Борис Гребенщиков в 1997 году на альбоме "Лилит". Но в прошлом году по миру проходила с большим успехом выставка медиаинсталляций "Ожившие полотна Ван Гога". В Петербурге знаменитые теперь картины мастера тоже ожили. В павильоне недалеко от Спаса-на-крови и Канала Грибоедова с помощью проекторов полотна появлялись в изящном движении на стенах и на поверхности призматических колонн. В темнице павильона изображения были особенно чёткими и контрастными, выразительными. Картины оживали молча, без слов. Но под музыку. Музыку тоже великую. Ровесницу художника или пришелицу из других времён. Времён, не осенённых яркими красками Ван Гога. Да и для своего времени гений оказался слишком ярок, пёстр и непонятен. А наша эпоха давно смирилась с художественными выходками Ван Гога, с его жизнью необычной и странной, с ним самим. Наше время понимает его и признаёт. Хотя бы формально. Так теперь принято. "Его пример - другим наука". Странно, но теперь этому обществу, когда-то жёстко отвергнувшему замечательного художника, потребовалось воскресить гения. Под музыку. Так, должно быть, веселей. Чтоб всё comme il faut. Но, как пел Окуджава в своей песенке о новогодней ёлке, «воскресенья не будет». Не будет. Но человек в попытке воскресить в мире настоящее красив. Красив в этом поступке. И картины тоже красивы.
23 апреля 2015 года
|