Памяти Ии Сергеевны Савиной (1936 – 2011)
Её глаза... Наверное, их охотно писали бы мастера прошлого, чтобы суметь перенести на полотно «души изменчивой приметы»… Удивительный портрет… Незабываемый… Без ретуши и бездуховности глянца, без фотонаворотов и технических изысков и, кажется, без предварительной работы с «моделью». Щелчок затвора. Секунда. Вздох. И… Божественный облик… Вот оно, Чудо, за которым идут в музеи, галереи, на вернисажи, встречи с которым ждут. Простое и безыскусное, ставшее после короткого движения фотомастера – Высоким проявлением Искусства.
Ее глаза - как два тумана,*** Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач…
Возможно, неудач еще нет. Нет, конечно, они есть – там – в её космической ауре. Уже есть. Просто пока ей неведомы. И потому так лик лучезарен и пречист облик, и нет тени той мглы, которая, настигнув ее позднее, все же не омрачит ни души, ни лица, ни сути бытия, а будет воспринята как жестокая и жесткая данность его – с величайшим достоинством и гордостью.
Видел ли поэт, писавший о рокотовской Струйской, эту фотографию своей современницы?.. Вероятно, нет, хоть и писал – о ней, потому что тема одухотворенности, заложенная великими мастерами русского портрета прошлых столетий – в этой фотоработе продолжена.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Мы не забываем, что перед нами – Артистка, а потому, может быть, загадок в ней – не две, а великое множество – целая гамма, палитра цветов и оттенков, и полутонов, и графического лаконизма, которые мы с удовольствием будем открывать в ней – при каждом соприкосновении с ее удивительным творчеством. Будем открывать и удивляться: и это? Откуда? А голос… Капризные, страдальческие, нежные, резкие… Какие разные интонации – от Анны Сергеевны – величайшего русского лиризма – до наивного Пятачка, так любимого многими поколениями детей и взрослых. И всё это – в ней живет, и уживается, и не противоречит друг другу. И характер – трудный… Или же просто он есть, этот самый (несносный?) характер? И нет приспобленчества в угоду глупости и серости, потому что глубоко сидит в ней тот кодекс чести, который (помимо несомненного таланта) и привел её на журфак самого главного ВУЗа страны, открыв в молоденькой студентке еще одно дарование – актерское, которое и победило в итоге публициста. Но нет никакого сомнения, что именно первая её ипостась – литературная, и глубокая в связи с этим культура, и несомненный талант человека пишущего сделали Актрису Ию Савину явлением совершенно уникальным, неординарным, неповторимым. Всем известен её энциклопедизм в актерских ( и за пределами) московских кругах.
…Безумной нежности припадок, Предвосхищенье…
Всё это есть в её облике. Как есть и загадка человеческой души, её тайна и таинство, её, совершенно особенный, ни на кого не похожий мир – очень многообразный и контрастный. (Она, лирик по сути, могла быть такой убедительной, перевоплотившись в партортодоксальную даму!)
Выпускница ли бестужевских курсов, смольная ли барышня… Одна ли из тех, кто стремился на литературные вечера в Политехнический в период оттепели… Русская ли девушка из романов Тургенева…
Мы столько времени не разгадаем улыбку Моны Лизы. Не разгадаем, хоть и не оставим затеи нелепой этой.
…Полувосторг…Полуиспуг…
А сможем ли мы разгадать это чудо – улыбку нашей с вами современницы?
Не меньше в ней сокрыто тайн и премудростей высших, а просветлённость облика даст фору многим героиням, увековеченным на живописных полотнах прошлых столетий.
Когда я увидела эту фотографию, я поняла для себя совершенно четко, что такое лицо ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.
Я поняла, что понятие ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ потеряло безликость, найдя своё самое достойное и самое совершенное выражение в облике Ии Савиной.
Лицо интеллигенции – это (абсолютно точно!) лицо с этой фотографии Актрисы.
От этого лица исходит Духовность Высшая… От этого лица – Сияние Разума и Творчества… А софит справа очень видится ТЕМ, Высшим Сиянием, которое сравнимо с нимбом, потому что ИНАЧЕ и быть не может. Просто не может быть, потому что
Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как…
Бездна в глазах её… Бездна. В них – трагедийность мира Достоевского и обреченность героинь Чехова… Романтическая возвышенность тургеневских девушек и иконописная глубина Всеобъемлющей материнской любви, примером которой Ия Сергеевна была в жизни…
И какая это трагедия для национальной культуры – потеря именно таких одухотворенных лиц. Ликов потеря.
Сейчас часто звучит пошлое сочетание «икона стиля», потому что совершенно очевидно, что икона – вне стилей, вне времени, вне…
Но, когда смотришь на этот портрет Ии Савиной, понимаешь, что – действительно – икона. И – икона стиля – того, Высокого стиля, кажется, утраченного сегодня окончательно.
Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Наверное, так и должно быть – из мрака и пошлости повседневной пусть еще долго смотрят на нас необыкновенные глаза Актрисы Ии Сергеевны Савиной – Глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач…
Ее глаза…
30.08.2011
*** "Портрет" стихотворение Н. Заболоцкого
© Copyright: Миоль, 2011 Свидетельство о публикации №11108305185
Ссылка на текст произведения
|