| СОН О РОЯЛЕ 
 Я видел сон - как бы оканчивал
 из ночи в утро перелет.
 Мой легкий сон крылом покачивал,
 как реактивный самолет.
 
 Он путал карты, перемешивал,
 но, их мешая вразнобой,
 реальности не перевешивал,
 а дополнял ее собой.
 
 В конце концов, с чертами вымысла
 смешав реальности черты,
 передо мной внезапно выросло
 мерцанье этой черноты.
 
 Как бы чертеж земли, погубленной
 какой-то страшною виной,
 огромной крышкою обугленной
 мерцал рояль передо мной.
 
 Рояль был старый, фирмы Беккера,
 и клавишей его гряда
 казалась тонкой кромкой берега,
 а дальше - черная вода.
 
 А берег был забытым кладбищем,
 как бы окраиной его,
 и там была под каждым клавишем
 могила звука одного.
 
 Они давно уже не помнили,
 что были плотью и душой
 какой-то праздничной симфонии,
 какой-то музыки большой.
 
 Они лежали здесь, покойники,
 отвоевавшие свое,
 ее солдаты и полковники,
 и даже маршалы ее.
 
 И лишь иной, сожженный заживо,
 еще с трудом припоминал
 ее последнее адажио,
 ее трагический финал.
 
 Но вот, едва лишь тризну справивший,
 еще не веря в свой закат,
 опять рукой коснулся клавишей
 ее безумный музыкант.
 
 И поддаваясь искушению,
 они построились в полки,
 опять послушные движению
 его играющей руки.
 
 Забыв, что были уже трупами,
 под сенью нотного листа
 они за флейтами и трубами
 привычно заняли места.
 
 Была безоблачной прелюдия.
 Сперва трубы гремела медь.
 Потом пошли греметь орудия,
 пошли орудия греметь.
 
 Потом пошли шеренги ротные,
 шеренги плотные взводов,
 линейки взламывая нотные,
 как проволоку в пять рядов.
 
 Потом прорыв они расширили,
 и пел торжественно металл.
 Но кое-где уже фальшивили,
 и кто-то в такт не попадал.
 
 Уже все чаще они падали.
 Уже на всю вторую часть
 распространился запах падали,
 из первой части просочась.
 
 И сладко пахло шерстью жженною,
 когда, тревогой охватив,
 сквозь часть последнюю, мажорную,
 пошел трагический мотив.
 
 Мотив предчувствия, предвестия
 того, что двигалось сюда,
 как тема смерти и возмездия
 и тема Страшного суда.
 
 Кончалась музыка и корчилась,
 в конце едва уже звеня.
 И вскоре там, где она кончилась,
 лежала черная земля.
 
 И я не знал ее названия -
 что за земля, что за страна.
 То, может быть, была Германия,
 а может быть, и не она.
 
 Как бы чертеж земли, погубленной
 какой-то страшною виной,
 огромной крышкою обугленной
 мерцал рояль передо мной.
 
 И я, в отчаянье поверженный,
 с тоской и ужасом следил
 за тем, как музыкант помешанный
 опять к роялю подходил.
 
 
 |