Виртуальный поэтический театр Стихофон.ру - аудиокника стихов в mp3, авторская и актёрская декламация. Конкурсы авторов и исполнителей.
StihoPhone
Поиск исполнителей:
В избранное
Сделать стартовой



Наши анонсы:
Наши партнеры:


Банерная сеть "Гуманитарного фонда"

"Тёмен воздух..."Б.Поплавский

Исполняет:
Автор:
Музыка:
Cloudbreak - Ocean Is Near
На СТИХОФОНЕ нет, к сожалению, жанра "Готика" или "Dark". Это больше всего подходит к мистическому удушливому стихотворению Б.Поплавского и музыке Сloudbreak "Ocean Is Near". Поэтический мир Бориса Поплпвского - "Цветы зла" на обочине русской эмигрантской поэзии прошлого века.

---------------


Темен воздух. В небе розы реют,
Скоро время уличных огней,
Тихо душный город вечереет.
Медленно становится темней.

Желтый дым под низкою луною
Поздний час, необъяснимый свет.
Боже мой! Как тяжело весною
И нельзя уснуть и счастья нет.

Ясно слышно, как трещит в бараке
Колесо фортуны в свете газа.
Запах листьев. Голоса во мраке,
А в окне горят все звезды сразу.

Боже мой, зачем опять вернулись
Эти листья в небе ярких дней,
Эта яркость платьев, шумность улиц,
Вечер — хаос счастья и огней.

Выставки у городской заставы,
На ветру плакаты над мостами
И в пыли, измученный, усталый,
Взгляд людей, вернувшихся с цветами.

Вечером в сиянии весеннем,
Мостовых граниты лиловей.
Город тих и пусть по воскресеньям,
Вечером сияет соловей.

В поздний час среди бульваров звездных
Не ищи, не плачь, не говори,
Слушай дивный голос бесполезный,
К темной, страшной правде припади.

Мир ужасен. Солнце дышит смертью,
Слава губит, и сирени душат.
Все жалейте, никому не верьте,
Сладостно губите ваши души.

Смейся, плачь, целуй больные руки,
Превращайся в камень, лги, кради.
Все здесь только соловьи разлуки,
И всему погибель впереди.

Все здесь только алая усталость,
Темный сон сирени над водой.
В синем небе только пыль и жалость,
Страшный блеск метели неземной.

Ссылка на текст произведения



Файл: mp3 2.52Mb Скачать
Слушателей: 247 (уникальных 247)
Добавить отзыв
От Костя
Хорошо!
Хотя сам Поплавский читал свои стихи по-другому.
"Стихи? Да, он писал прелестные, глубоко музыкальные стихи, такие, которыми нельзя было не заслушаться, даже в его монотонно-певучем чтении" (Георгий Адамович).
"Эти трагические, одурманивающие своей музыкальностью строки казались особенно пронзительными, когда их монотонно читал сам автор, манерой чтения ещё усиливая "туманность" своих образов. Он читал небрежно, читал в нос, без малейшего желания прельстить слушателя" (А. Бахрах).
"В стихах его было много прелести, много музыкального очарования, и, когда он их читал на "вечерах поэтов" своим глухим, однообразным голосом, глотая окончания строк, низко опуская голову, чувствовалось, что поэт хочет передать ту музыку, которой было полно всё его существо. Над его манерой читать многие, может быть, посмеивались, особенно из "чужих", воспитанных на декламации артистов, но для нас эта манера была неразрывно связана с поэзией Поплавского" (Антонин Ладинский).
В моём представлении стихи Поплавского – это глубоко визуальные стихи, их нельзя читать вслух. Их надо читать про себя глазами строчка за строчкой, стих за стихом, и тогда происходит чудо преображения материальной ткани стиха (визуальных строк и буквочек) в визуальную плоть образов. Метаморфоза, метабола, превращение.
Если и читать стихи Поплавского вслух, то только как сам Поплавский – монотонно бубня стихи одно за другим, как падающий снег или нескончаемый однообразный дождь. Музыка возникает сама из образов стиха, её не надо делать, не надо представлять, стих сам её делает, она УЖЕ есть внутри стиха Поплавского.
«Его стихи нужно читать, мне кажется, одно за другим, подряд. Только тогда звучит их нежная и грустная музыка и магически расцветает сюрреалистическая и фраанжеликовская живописность метафор» (Владимир Варшавский).
«Оттого-то вся поэзия Поплавского имеет какой-то обволакивающий, анестезирующий привкус и оттенок, будто это нескончаемая, протяжная колыбельная песнь. Отсюда её навязчивая, одурманивающая музыкальность, отсюда и отвращение Поплавского ко всякому декламационному творчеству, которое он воспринимал как измену единственному назначению поэзии» (Георгий Адамович).
Дело в том, что Поплавский – поэт спрятанный или, вернее, весь спрятавшийся внутрь. Неслучайно, по отзывам современников, он всё время носил чёрные очки. Это был «внешне серый человек» (А. Бахрах). «Человек без взгляда, человек без жеста, человек без голоса» (Нина Берберова). Обратите внимание, как он читал свои стихи: «глотая окончания строк».
Поплавский – весь схлопнувшийся внутрь, внешне серый, пустой. В этом месте произошла аннигиляция. Но именно от этого-то и возникает в этой пустоте нескончаемая музыка и движение, «как бы moteur immobile [неподвижный мотор (фр.)], рождающий непрестанно музыкальное движение». «Ты и Бог представляют собой закрытую систему – эллипсис, где Бог – активный ныне, а Ты – пассивный полюс. Богу возвращена его пассивная активность, как растение само раскрывается солнцу. Ты же активно пассивен, т.е. вся Твоя деятельность направлена на то, чтобы достигнуть абсолютной пассивности» (из дневников Поплавского).
Субъекта здесь нет, говорит сам объект, т.е. Бог. Или точнее, подлинный субъект здесь – Бог; человек, поэт здесь – лишь объект Божественных усилий или, вернее, Божественного недеяния («пассивная активность»), стило в руках Бога, тот самый «moteur immobile [неподвижный мотор (фр.)], рождающий непрестанно музыкальное движение». Поэт и Бог совпадают в точке своего недеяния. Поплавский – поистине боговдохновенный поэт.
Можно также сказать, что в поэзии Поплавского мы видим блестящее воплощение сюрреалистической теории «автоматического письма». «Этим достигается, создаётся не произведение, а поэтический документ – ощущение живой, не поддающейся в руки ткани лирического опыта. Здесь имеет место не статическая тема, а динамическое состояние (не аполлоническое, а дионисическое начало), и потому отображение превращается и изменяется, как живая ткань времени.
В таком стихотворении всё свободно превращается «во всё»; построено такое стихотворение бывает не наподобие твёрдых тел, например статуи, а скорее наподобие разноцветных жидкостей. И так как и сами мистические знаки ни о чём в точности не повествуют, а само магическое становление не прерывает в нём свой поступательный ход, полёт или танец, то в нём «всё» как бы продолжает свободно возникать из «ничего» (Борис Поплавский «Заметки о поэзии»).
21/03/2009 07:42
От Iva
Здорово!Спасибо, что открыли мне Поплавского... К своему стыду, до сегодняшнего дня я была незнакома с его поэзией. С уважением, Ива.
03/02/2007 10:17
да я и сам его открыл нечаянно в прошлом году - послушайте, как поет поплавского Леонид Андрулайтис - http://polnolunie.baikal.ru/andrul/sin.htm#Black

Впрочем, он очень неровный, Поплавский, - рядом с гениальной строчкой может присуствтвовать такой банальный штамп, что диву даешься. Но в любом случае - у Поплавского и банальности несут налет гениальности.
03/02/2007 10:30
От graymouser
А вы это знаете?

Слабый вереск на границе смерти.
Всё опять готовиться цвести.
С каждою весной нежнее сердце
И уже не в силах мир снести.

Тёплый дождь шумел весь вечер в лужах.
В них звездами отразилась ночь
В них веками отразился ужас
И нельзя простить, нельзя помочь.

Ночь блестит. Огни горят в бараке.
Может быть природе счастье лгать,
Может быть, что счастье жить во мраке,
Может быть, что счастье погибать.

Все мы знаем и уже не скроем
Отчего так страшен звёздный час.
Потому что именно весною,
Именно весной не станет нас.

Ложь и правда здесь одно и тоже
Может быть, что правда это грех,
Может быть, что тлен души дороже,
Может быть, что всё лишь звёздный смех.

Тихой песней сердце успокойте,
Пощадите розы на кусте,
Притупите дух, огни укройте,
Растопчите пепел в темноте.

27/03/2007 00:15
От graymouser
Кстати насчёт вашего прочтения - это один из вариантов, оно может также быть бесконечно нежным, хоть даже сам стих находится в безисходном сумраке. Но, что хорошо у Бориса, так это самоузнаваемость в его стихах. Возможно я субьективен но, почти любое стихотворение у меня (и других ((некоторых)) людей) вызывает те чувства, которые мы едва осазнаём - как сны из детства вернувшиеся вновь. Поэтому, мне кажется, на трагизме не стоит делать ударения, трагизм, это его декарации на которых проходят спектакли счастия.

С уважением Игорь
27/03/2007 00:23
Аж мурашки по коже... Надо предупреждение повесить - на ночь слушать не рекомендуется.
Впечатляет, иду спать ))))
03/02/2007 01:12
да я и сам его открыл нечаянно в прошлом году - послушайте, как поет поплавского Леонид Андрулайтис - http://polnolunie.baikal.ru/andrul/sin.htm#Black

Впрочем, он очень неровный, Поплавский, - рядом с гениальной строчкой может присуствтвовать такой банальный штамп, что диву даешься. Но в любом случае - у Поплавского и банальности несут налет гениальности.
03/02/2007 10:29
Спасибо, Юр.

Ответ по ссылкой глюкнут не туда)
03/02/2007 10:44
Спасибо за ссылку, не зря она сюда глюкнула.
03/02/2007 11:45
<< < 1 > >>