Виртуальный поэтический театр Стихофон.ру - аудиокника стихов в mp3, авторская и актёрская декламация. Конкурсы авторов и исполнителей.
StihoPhone
Поиск исполнителей:
В избранное
Сделать стартовой



Наши анонсы:
Наши партнеры:


Банерная сеть "Гуманитарного фонда"

Заметки о мелодекламации.

Исполняет:
Автор:
Музыка:
Фонограмма к спектаклю "Дыхание бабочки" по пьесе Павла Морозова. Постановщик - Ирена Грегор
Когда-то я работал на радио. Однажды, в качестве, хобби я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Поскольку я каждый день слушал массу музыки, часто возникало стойкое ощущение, что некоторые стихи, которые я знаю наизусть, в той или иной мере соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке), иногда по атмосфере. Стихи как бы сами просились в музыку. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. На тот момент я думал о мелодекламации ежедневно по многу часов. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций подарил мне много прекрасных мгновений.
...

Я всегда очень любил раннюю лирику Маяковского, трагического лирика с искалеченной революционной проказой душой. «Лапки ёлок, лапки, лапушки, Да все тёплые какие… Будто в гости к старой-старой бабушке, Я вчера приехал в Киев…» - это тоже Маяковский. Как мне кажется, Владимир Маяковский через сто лет будет считаться поэтом, написавшим великие любовные поэмы "Флейта-позвоночник" и "Облако в штанах". Не забудут потомки и "ЛИЛИЧКУ"... Уверен (как бы меня ни ругали за эту мелодекламацию, я считаю ее одной из самых удачных. (Ссылка на видео-мелодекламацию: http://www.youtube.com/watch?v=T2UzH5kgrvI )
...

Где-то я встречал шенберговское высказывание о «речевых мелодиях». На мой взгляд – это одно из самых точных определений. У каждого стихотворения, если рассматривать его как текст для песни, есть своя абсолютная мелодия. Если композитор ее находит – рождается не просто хит, но будущая песенная классика. То же самое с мелодекламацией, но выбор музыки для стихотворения намного шире. Иногда я накладывал записанное мной стихотворение на абсолютно разную музыку. И получались просто неузнаваемые вещи: менялась атмосфера, менялся (углублялся или облегчался) смысл стихотворения.
Конечно, в идеальном смысле хотелось бы читать стихи в паре с композитором-импровизатором, но это только несбыточные мечты, и терабайты мр3 фалов пока единственная замена этим фантазиям.
...

«Девушка пела в церковном хоре» - одно из самых простых и самых завораживающих стихотворений Александра Блока. Музыка Alessandro Carparelli просто идеально легла в размер и атмосферу блоковского шедевра. http://blok.rpod.ru/35590.html
...

Манера чтения – вещь очень неопределенная. Была в СССР целая плеяда мастеров художественного слова, они делали целые чтецкие программы, часто используя в них музыку. Но это, как правило, не имело отношения к мелодекламации (кроме редких исключений). Артисты старой школы часто читали стихи под музыку. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но все энциклопедии, подкрепляя термин «мелодекламация» из этой плеяды, выделяют только Народного артиста России Игоря Дмитриева (хотя мне его манера не близка).
Как мне думается, все определяет харизма личности исполнителя и его умение рисовать словом, заражать своим эмоциональным видением слушателя (зрителя).
Что касается напевности, то это штука коварная. Сегодня некоторые мелодекламаторы довольно часто уходят в напевность стиха и это превращается в, своего рода, «недопесню», то есть, в еще не песню, но уже и не мелодекламации. Мне кажется, это неверный путь, но правил в мелодекламации сегодня нет – их создают те, кто пытается постичь слово под музыку.
...

Часто мне задают вопрос: все ли стихи могут лечь в мелодекламацию? И я понимая, что чисто технически – практически все. То есть, любые стихи можно прочесть под соответствующую музыку, но это, в большей мере, не будет настоящей мелодекламацией.
...

Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.

Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет новый узор,

И никто, и никто не вспомянет войну:
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с земли человеческий род.

И весна... и Весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.

...Этот стихотворный текст многие знают по давней публикации "Марсианских хроник" Рея Бредбери. С тех пор этот шедевр Сары Тисдейл звучит с каждым днем все более угрожающе-злободневнее. Музыка Matti Paalanen по вязкости и трагичности оказалась очень созвучна тексту Сары и я не удержался от создания мелодекламации. http://sara-1.rpod.ru/
...

Впервые я столкнулся с опытом мелодекламации лет сорок назад. На каком-то концерте к 8 Марта мне предложили прочитать какую-то оду женщине. Я прочел ее, но меня не предупредили, что во время моего исполнения включат музыкальную «подложку». Музыка меня несколько смутила и сбила, но потом я пришел в себя и начал читать дальше. Постепенно поймал себя на ощущении, что музыка начинает помогать мне, и я читаю совершенно иначе, наполненнее и глубже. Потом, лет через десять были какие-то вечера поэзии в которых пришлось читать стихи Блока, с подобранной музыкой. Уже тогда это напоминало мелодекламацию – я почувствовал, как музыка иногда ведет меня за собой и получается абсолютно новое прочтение. В этом было странное эстетское удовольствие, и я его запомнил. Когда пришел работать на радио – грех было не воспользоваться профессиональной студией и качественным микрофоном. А тут еще я набрел в Интернете на сайт СТИХОФОН, где ценитель декламации и мелодекламации Юрий Неизвестный (это псевдоним) собрал воедино огромное количество чтецких работ – Яхонтов, Царев, Смоктуновский, Качалов, Персик, Юрский, Смоктуновский, Фрейндлих, Табаков, Казаком, и сотни других имен.
Кроме этого Неизвестный и сам «грешил» декламацией, поэтому на его сайте есть функция размещения мр3 файлов для ценителей слова в звуке – как любителей, так и профессионалов. Среди неофитов появились свои «имена» из которых могу выделить Инну Мень, профессиональную певицу, которая очень точно и трепетно подходит к поэзии и ее воплощению под музыку. Ее мелодекламации периодически звучат на ТВ и в документальных фильмах (на память приходит фильм Дворкина об Ахматовой) .
Борис Ветров, советский поэт-песенник, ныне живущий в США, переложил на музыку почти всю золотую поэзию и выложил на СТИХОФОНе почти тысячу мелодекламаций. У него не идеальная дикция, но очень хороший вкус и слух, и часто очень точное совпадение стихотворения с выбранной музыкой (иногда он, правда, грешит «напевностью»).
...

С 17 лет я влюбился в поэзию Блока. "Незнакомка" - была первым поэтическим потрясением. Через тридцать лет - стал экспериментировать в области декламации и мелодекламации. "Незнакомка" великолепно наложилась на скрипку Горана Бреговича. (Ссылка на видеомелодекламацию этого стихотворения: http://www.youtube.com/watch?v=FDHgVF7Dr_U )
...

Мне интересно создавать в мелодекламации измененную реальность. Иногда я допускаю медитативную замедленность в чтении, то есть использую искусственное замедление как темпа, так и ритма, - и я это проповедую как метод (не мной придуманный, в общем-то)). Естественно, не всегда это приносит желаемый результат - поэтому-то я и отношусь к своим опусам, как к экспериментам). Мне больше всего интересен сам процесс создания мелодекламации - долгие поиски подходящего стихотворения, затем музыки, которая бы не просто соответствовала бы, но углубляла и возвышала бы текст, потом попытка все это воспроизвести в голосе и срастить с музыкой. Именно это дает достаточно большое эмоциональное и творческое наслаждение и удовлетворение. А уж что получилось - тут я даже и не знаю - это как спектакль выпускать - пока репетируешь - ищешь, выдумываешь, волнуешься, споришь с самим собой и артистами, импровизируешь, экспериментируешь, и это дарит неземной кайф погружения в живую жизнь искусства, а после премьеры - лучше бы и не видеть свое "детище"). Всегда это бледный слепок с того, что бы хотел передать с помощью артистов и всех, кто в этом задействован. Так вот я и сам себя как артист-мелодекламатор не устраиваю в 90 случаях из ста. И у меня есть уйма претензий к тому, что я и как делаю.
...

Мне всегда очень хотелось «перечитать» некоторые песни Окуджавы. Я попытался сделать из "Приметы" Булата Шалвовича Окуджавы - примету нашей больной эпохи. Didier Lockwood и Gavin Mc Millan Fulmer помогли музыкой. Что получилось – трудно судить, но я вложил в мелодекламацию все, что мог. http://www.stihophone.ru/works.php?G=14&ID=5816
. . .

90 процентов стихотворений, которые я положил на музыку, вне мелодекламации мне бы никогда не удалось прочесть на том уровне, которого они достойны или который достоин меня, как артиста. К примеру, философичная и желчная Зинаида Гиппиус своим стихотворением «Остановилось время» очень органично влилась в музыку Дидье Локвуда (ссылка на видео-мелодекламацию: http://www.youtube.com/watch?v=s8GsxvfTcvU ), но
это же стихотворение практически невозможно слушать без музыки (с нормальным темпо-ритмом - это я уже проверял) И не только Гиппиус - Ходасевича, Иванова, Бодлера, Элюара и т.д. Глаза в глаза, живьем - это может заразить или потрясти -
срабатывают живые факторы - энергии, эмоции, визуальный ряд - лицо, пластика тела, жизнь рук и глаз, вибрации сердца, внутренние видения, которые проецирует на слушателя душа артиста. Я длю паузу пять секунд в нужном мете и вы видите в этот момент мои глаза и то, что я вижу, ощущаете душу артиста и душу поэта. А теперь отминусуйте все, что я перечислил, и живого слушателя отминусуйте. Что остается? Только слова, голос и техника декламации. Только слабая попытка передать внутреннюю жизнь стихотворения и внутреннюю жизнь исполнителя. А музыка вновь все оживляет и дает вторую жизнь декламации – она (музыка) и слушатель, и партнер, и помощник, и камертон, и композитор и оппонент, и провокатор. Именно так я отношусь к музыке в мелодекламациях. Именно поэтому мне неинтересно читать вне музыки.
. . .

Ответ на вопрос «что такое мелодекламация?» можно найти в любом толковом словаре. В разных формулировках там звучит одно и тоже определение – мелодекламация есть выразительное чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Естественно, есть большая разница в понимании мелодекламации у актеров и оперных певцов. Даже не большая, а огромная. Речевой голос сильно отличается от певческого. Кроме этого, требования к актерской мелодекламации несколько другие, чем, скажем, к мелодекламации в опере. Именно поэтому я рекомендую тем, кто хочет впервые испытать себя на ниве мелодекламации, в начале своих попыток воспринимать этот жанр просто как чтение под музыку. Но если человек имеет музыкальное образование и его не пугают специфические определения по типу «Мелодекламация как прием объединения и размежевания интонации» или «принципы гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи», он может подходить к определению жанра во всеоружии и идти вглубь – вплоть до Шенберга с его «Лунным Пьеро»
. . .

Однажды один из моих студентов, будущих актеров, попросил рассказать в двух словах о мелодекламации. Я несколько растерялся и даже потерялся, но потом понял, что поколению, воспитанному на кратких пересказах классики, тайны мелодекламации в двух словах ни чуть не хуже пересказа «Войны и Мира» в трех предложениях. Мой язвительный ответ, что это - всего лишь чтение под музыку, студента вполне устроил. Мне даже показалось, что он посчитал это откровением. Что попишешь, молодежь – не задушишь, не убьешь! – вспомнил я строчку Бродского, а сам задумался над сущностью и приемами мелодекламации.
Есть ли определенные правила, думал я? Конечно же есть. И эти правила настолько многочисленны, насколько многочисленная армия исполнителей, попробовавших себя в этом жанре. У каждого наработались некие приемы и правила, иной раз просто непередаваемые и неопределимые, насколько неуловима и неопределима магия харизмы.
. . .

Часто меня спрашивают - существует ли какая-либо учебная литература по мелодекламации?
Могу точно сказать, что существует огромное количество учебной литературы по культуре речи, в основном для студентов театральных вузов, которые позволяют, желательно под опекой педагога, научиться художественной декламации. Это учебные пособия Урновой, Козляниновой, Пекарской, Харитонова и других, более современных авторов – все это можно найти в библиотеках и Интернете.
А вот учебников по мелодекламации, насколько мне известно, пока в русскоязычном мире нет. Хотя нет, в записках Даниила Хармса упоминается брошюра некоего Волкова-Давыдова, что-то вроде краткого руководства по мелодекламации, но существует ли это издание где-нибудь в библиотеках – мне неизвестно. Впрочем, Хармс был великим мистификатором – с него станется придумать название несуществующей книги и запустить его в свет. Кроме этого мне известны только небольшие методические рекомендации педагогов-речевиков в отдельных российских театральных вузах и консерваториях, и несколько монографий, которые, с силу своей научности, не смогут увлечь массовую аудиторию, поэтому навсегда останутся в лучшем случае в институтских библиотеках.
В интернете довольно легко Вы можете найти запись радио-программы, где народный артист Сергей Яковенко рассказывает о своем понимании способов «искусства чтения под музыку». Очень любопытн статья об истории мелодекламации «Дедка за РЕПку» - авторы - Антон Коваленко и Екатерина Белоброва.
. . .
Большую ценность для меня имеют обрывочные высказывания композиторов - именно они являются отцами-продолжателями этого жанра в вокальном искусстве. К примеру, композитор Антон Аренский писал композитору Зилоти: «...чтение должно быть чтением, и ничего общего с пением не должно иметь. Самое дурное было бы, если б декламатор старался попадать в тон аккорда или читал бы скандируя, то есть соблюдая указанный в партитуре ритм: этого, конечно, не должно быть». И тут же несколько себе противоречил: «…декламировать... (надо) немножко нараспев... иногда довольно медленно». Это немногословное, но довольно точное понимание мелодекламации автора популярнейшей в 19 веке мелодекламации на стихотворение Тургенева «Как хороши, как свежи были розы».
Еще точнее был композитор 20-го века Геннадий Рождественский «Мелодекламация — искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и (встречный процесс) “омузыкаливание” человеческой речи — вот, собственно говоря, сущность этого сложного искусства»
. . .
Юрий Клименко, преподаватель кафедры оперной подготовки МГК им. П.И. Чайковского, в одной из своих работ делает интересное замечание о значении мелодекламации для артистов-вокалистов: «Мелодраматическая речь наилучшим образом работает над интерпретацией музыкально-поэтического текста, так как при самостоятельной жизни стихотворного материала позволяет расставлять те или иные смысловые акценты, выявлять их совпадение или несовпадение с музыкальными акцентами, и тогда искать … психологические (не запечатлённые композитором в знаках) выразительные средства для подтверждения конкретного смысла, утверждения избранной концепции образа».
Нижеследующий абзац из работы Клименко вполне можно разработать в полноценный учебник по мелодекламации. Привожу его полностью:
«В результате овладения приёмом мелодраматической речи студенты получают следующие навыки: создание атмосферы и настроения, … достижение органического самовыражения в исполнении; выявление концепции и драматургии, эмоционального зерна произведения; развитие эмоционального слуха и свободы самовыражения; владение фразировкой, динамикой образно-смыслового развития; владение акцентной перспективой, подразумевающей мысленное и чувственное преодоление власти сильных долей и пауз; внедрение приёмов художественной речи в вокальную речь, выразительность дикции, образность ключевых слов, чувство объёма слова; проживание-переживание психологических цезур; владение характерностью, ролевым поведением рассказчика, персонажа, лирического героя; владение внутренней речью; создание портретов-характеров и жанровых зарисовок; самовыражение в образно-смысловом интонировании, импровизации, интерпретации, точность в интонационном выражении оценки, отношения, состояния, внутреннего видения и многое другое».
. . .
Интересное замечание встретил в доном из блогов «Фридрих Цера пишет в статье о Sprechstimme у Шенберга: сегодня диапазон речи у дикторов телевидения где-то между секундой и терцией, у драматических актеров - максимум секста. Если же послушать записи, скажем, чтения Карлом Краусом своих текстов или Александра Муасси Гёте (20-е годы), то замечаешь, что интонация у них колеблется в пределах октавы, а то и больше».
. . .
Мелодекламация в современном мире начинает набирать популярность, появляются множественные попытки – профессиональные и аматорские - возродить этот полузабытый жанр. У мелодекламации сегодня появилась многочисленная армия слушателей и почитателей. Соответственно, появляется потребность понять, наконец, что такое, собственно, мелодекламация, есть ли у нее некие писанные и неписанные правда, и, наконец, в чем главная ее тайна?
Наберите в статистике ЯНДЕКСа слово «мелодекламация» и он выведет в строке «за последние 30 дней»: 410 запросов, «за год»: 9344. Много это или мало? Не знаю. Достаточно для того, чтобы интерес к мелодекламации не умер. Мелодекламация – это искусство наслажденческое, для истинных ценителей поэзии и музыки, и жить она будет пока жива тяга к поэзии и пока есть на свете музыканты.
. . .
Мелодекламации остальных авторов, а их немало (Николай Гумилев, Игорь Северянин, Сергей Есенин, Даниил Хармс, Саша Черный, Александр Пушкин, Кирилл Померанцев, Игорь Чиннов, Андрей Коровин, Наталья Воронцова-Юрьева, Ефим Хаят, Владислав Ходасевич, Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Давид Самойлов, Александр Кочетков, Георгий Иванов, Борис Поплавский, Инна Мень, Нелли Ткаченко, Татьяна Литвинова, Михаил Гофайзен, Дмитрий Сахранов, Ольга Родионова, Сергей Шестаков, Александр Алон, Шарль Бодлер, Уильям Смит, Николай Стефанович, Владимир Щировский, Владимир Соколов, Федерико Гарсиа Лорка, Людвиг Ашкенази, Эжен Гильвик, Сара Тисдейл, Жак Превер, Поль Элюар, Алексей Эйснер) размещены на сайтах:
http://music.lib.ru/p/pawel_moroz/

http://www.stihophone.ru/users.php?user=m_p_i
и
http://u8581.rpod.ru/

Часть фонограммы к спектаклю "Дыхание бабочки" по пьесе Павла Морозова. Автор стихов - Юлия Листвицкая. Читает - Ирена Грегор
Ссылка на текст произведения



Файл: mp3 3.52Mb Скачать
Слушателей: 41 (уникальных 41)
Добавить отзыв
"Девушка пела в церковном хоре - одно из самых простых и самых завораживающих стихотворений Александра Блока".
Вы знаете? пока я её не услышал в вашем исполнении, оно было для меня одним из самых малопонятных ))
* * *
"Незнакомка" великолепно наложилась на скрипку Горана Бреговича. (Ссылка на видеомелодекламацию ..."
Послушал. Неужели это Брегович??? Не ожидал совершенно.
* * *
"некоторые мелодекламаторы довольно часто уходят в напевность стиха и это превращается в, своего рода, «недопесню» ..."
Вот это да! ))) когда-то этот самый перегиб я заметил в себе и понял, что это не есть хорошо. Причём буквально позавчера делился этим выводом с одним человеком, употребив при этом ту же "недопесню" )) и тут Вы о том же! Интересно!
10/11/2013 17:13
Здравствуйте, Павел!
Спасибо Вам за размещенную статью и за Ваше творчество.
Признаюсь, что благодаря Вам и еще Ирине Мень я увлеклась два года назад мелодекламацией.Много было проб.Много удачных и не очень.И постепенно я стала находить себя в этом увлекательном творчестве.Отчасти помогло музыкальное образование,отчасти чувство поэзии,слова.
Павел,я конечно понимаю,что у Вас очень напряженный ритм жизни, и не на все есть время. но мне очень важно Ваше мнение(хотя бы пара слов).Послушайте,пожалуйста, две последние работы:
"Я не вижу в зеркале себя..." http://www.chitalnya.ru/work/851364/
"Дух ангела" http://www.chitalnya.ru/work/849240/

С уважением к Вам и к Вашему прекрасному творчеству.
Ирина Чебанова
04/08/2013 14:19
Благодарю за отзыв, Ирина.

Ваши мелодекламации обязательно послушаю.

С уважением,

Павел
19/08/2013 22:25
<< < 1 > >>